bitutsky (bitutsky) wrote in club_attraction,
bitutsky
bitutsky
club_attraction

анизотропное литературное шоссе

Гарик Ожидающий недавно попросил меня объяснить разницу в методах создания прозаических и поэтических произведений.
Я об этом как-то уже писал, поскрёб по сусекам и собрал до кучки )
Разница, с моей точки зрения принципиальная. Это два процесса, диаметрально противоположных. Сжатие / растяжение. Как у гидравлического пресса, которым делают гиперпрессованные кирпичи и вакуумного насоса, которым откачивают воздух из коллайдера.
Эти два мастерства не лучше и не хуже друг друга. Они просто очень разные.
Поэт работает как функция "архивации". Огромный объём смыслов, эмоций, настроений он упаковывает в микроскопический объём стихотворения. В отличие от асфальтового катка прозаического линейного повествования, поэт грациозно прыгает с одной кочки на другую, казалось бы, между собой никак не связанные, используя ассоциации, аллюзии и металанги (по Лему). Это прыжки по наитию. Это росчерк, набросок - когда из нескольких штрихов Мастера в восприятии читателя/зрителя складывается картинка.
Если поэт талантлив, то его Слово сжато до плотности чёрной дыры и ложится зрителю между глаз, как пуля с урановым сердечником. Заставляя заплакать или улыбнуться, открывая какие-то мысли и чувства, переворачивая внутренний мир (если читатель ещё молод и его мир открыт для формирующих Слов и образов).
Совершенно противоположным делом занят автор прозы. Как раз "разархивацией" облака замысла с максимально возможным разрешением деталировки в точках на дюйм. Чем мастеровитее прозаик, тем более скурпулёзно прописана деталировка. Его работа - не штриховой росчерк, а картинка "Full HD" в которой тщательнейшим образом отрисована фактура забора, трава, растущая из трещин в асфальте, и рисунок вязки на носках главного героя.
Поэтому у гениального писателя запросто может ничего хорошего не получаться в рифму, в которой он будет дрыгаться, как рыба на суше.
А гениальный поэт может быть совершенно беспомощен в прозе, как орёл под водой.
Некоторые участники Вареников писали, что вначале им тяжело было танцевать на открытке в два килознака, а с регулярными тренировками им это стало удаваться. А для поэта объём 2К - это нехоженная степь, простор до горизонта.
Не так давно я увидел высказывание на эту же тему Олега Дивова (практически теми же словами), что весьма меня укрепило в уважении к нему.
Кстати, искал я на фантлабе библиографию Дивова. Набрал в фантлабовском поиске "Дивов". И просто обалдел от результата.
Повторите мой эксперимент (точно) и испытайте ошеломительное впечатление :) на несколько секунд или минут, пока не поймёте, в чём прикол.
Я написал об этом Олегу, он ответил "Прелесть какая" )))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments